Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд
Марк Зеликман

  Cities and Thrones and Powers, 
  Stand in Time's eye, 
  Almost as long as flowers, 
  Which daily die: 
  But, as new buds put forth, 
  To glad new men, 
  Out of the spent and unconsidered Earth, 
  The Cities rise again.

  Города, троны и державы 
  Стоят у Времени на виду 
  Не дольше, чем цветы, 
  Что каждый день умирают. 
  Но как новые почки пробиваются, 
  Чтобы радовать новых людей, 
  Из истощенной и заброшенной земли 
  Снова встают города...

  Р. Киплинг

Север, юг, запад, восток... Для крошечной страны, состоящей как будто из одних границ, эти понятия должны быть чисто условными. Но только не для нашей страны. Ведь земля Израиля - это буквально маленькая модель большой планеты Земля - со снегами Хермона на севере и почти африканской саванной на юге, у Красного моря; с зелеными холмами Галилеи и пустынями. Такой же калейдоскоп и с погодой. Когда в Иерусалиме идет снег, в сорока километрах от него, на Мертвом море, можно купаться.

Не менее удивителен исторический калейдоскоп Израиля.

Города вырастают на песке... Города уходят в песок... И снова возвращаются из небытия...

Кесария... Две тысячи лет назад – столица римских наместников в Иудее...

История Кесарии начинается в середине III века до н.э. с небольшого поселения, получившего в память своего основателя, финикийского правителя Стратона, название Стратонова Башня. Доставшись после иудейского царя Александра Янная римскому полководцу Помпею, а затем египетской царице Клеопатре, оно в конце концов был подарено императором Августом Ироду. Тому самому, к имени которого прибавляют то "Великий", то "Кровавый", то "Строитель", то "Детоубийца". Как бы то ни было, именно Ирод обнес Кесарию мощной стеной, построил гавань и порт, храмы, дворцы, термы, провел в город воду, соорудив невиданные до того времени в Эрец-Исраэль акведуки, которые подводили воду от источников, находившихся за десятки километров от Кесарии.

Вскоре Кесария становится столицей римской провинции Иудеи.

Вот как описывает Иосиф Флавий строительство Кесарии: "Найдя на морском берегу местность, в высшей степени удобную для города и раньше называвшуюся Стратоновою башнею, он... восстановил весь город, притом из белого мрамора, и украсил его роскошными дворцами и общественными зданиями. Самым же примечательным его сооружением, отличавшимся как величиною, так и массою употребленного в него труда, была обширная гавань величиной в Пирейскую... Желая изменить характер этой местности, царь назначил для гавани настолько обширное пространство, что тут могла укрыться целая большая флотилия... Напротив входа в гавань стоял на кургане замечательный по красоте и величию храм Августа, а в этом последнем – его колоссальная статуя, не уступавшая по своему образцу Олимпийскому Зевсу... Город он посвятил всей области, гавань – мореплавателям, а честь всего этого творения – кесарю и дал ему имя Кесарии". Построенный царем Иродом главный порт Иудеи соперничал с самим Иерусалимом. Но если Иерусалим и при Ироде сохранил свой еврейский облик и дух, то обращенную лицом к «прогрессивной мировой общественности» Кесарию «просвещенный» царь сделал городом чисто языческим.

Римские прокураторы приходили и уходили, и к статуе предшествующего начальника спешили приделать мраморную голову нового повелителя. Безголовые мраморные статуи можно увидеть и сегодня на раскопанной главной улице языческой Кесарии. Хотя в отсутствии голов скорее можно обвинить неугомонных евреев. Фанатично следуя строгим законам иудаизма, они никогда не создавали изображений ни Бога, ни, тем более, людей. Не кланялись военачальникам, царям, императорам... Поэтому часто навлекали на свою голову множество бед...

Иосиф Флавий описал, как однажды Понтий Пилат велел евреям явиться в Кесарию на стадион. Сидя в судейском кресле, Пилат объявил пришедшим, что прикажет изрубить каждого, кто не примет императорских изображений, которые надменный прокуратор хотел установить в Иерусалиме. Римские воины обнажили мечи. Окруженные иудеи, словно сговорившись, упали на землю и воскликнули: "Скорее мы дадим убить себя, чем преступим закон!" Пораженный этим подвигом во имя веры, Пилат отдал приказание немедленно убрать статуи из Иерусалима.

Единственное документальное свидетельство существования Понтия Пилата найдено здесь, в Кесарии. При строительстве общественных зданий в то время было принято «расписываться» – кто вел работы и по чьему указанию. Имя Пилата упомянуто на одной из театральных ступенях, которые чинили по его приказу.

И именно сюда, в Кесарию Стратонову хочет забрать Пилат Иешуа, помните «Мастер и Маргариту»? Провластвовав в Иудее десять лет, этот римский наместник так бы и умер в безвестности, как и многие его предшественники, если бы на его долю не выпала честь распять на кресте за богохульство, разбой и посягательство на царский престол еврейского правдоискателя. Вскоре в Кесарии разразился еврейский погром, резню устроили язычники – жители города, что послужило поводом к Иудейской войне.

Помнит Кесария и мученическую казнь вдохновителя второго еврейского восстания против Рима – рабби Акивы. После победы над мятежниками император Адриан, дабы уничтожить в народе память о центре этого восстания – Иерусалиме, запретил евреям под страхом смерти селиться в этом городе, переименовал его в Элиа Капитолина.

Благодаря этой победе язычества Кесария переживает свой очередной взлет.

Город расширяется, строятся новые мощеные улицы, украшенные величественными скульптурами (две из них и сегодня можно увидеть в Кесарии), возводятся мощные акведуки для обеспечения жителей города водой, процветает торговля, сотни судов со всего Средиземноморья бросают свои якоря в порту.

В те далекие времена это место было проклято евреями. После подавления антиримского восстания тысячи пленных евреев погибли на арене театра, растерзанные дикими зверями на потеху язычникам.

Великолепная Кесария была больна той же болезнью, что и вся Римская империя. Огромная держава, измученная безумием и роскошью кровавых временщиков-императоров, жаждала спасения. И спасение, – или хотя бы надежда на него, - пришло отсюда - из далекой восточной провинции...

С принятием христианства Кесария становится христианским центром. По евангельской традиции здесь Петр – любимый ученик Иисуса – крестил римского сотника Корнелия – первого язычника, принявшего христианство, а апостол Павел, обвиненный в лжепророчестве, провел в тюрьме Кесарии два года перед отправкой на суд в Рим. Говорят, именно здесь хранилась знаменитая чаша Грааля, в которую, если верить христианской традиции, была собрана кровь Иисуса. Эту чашу захватили с собой убегавшие в Европу крестоносцы. В средние века, когда Кесарию захватили пришедшие на Святую Землю рыцари, город пережил свой последний расцвет и экономический подъем. Дело в том, что Иерусалим недолго оставался в руках ревнителей "воинства христова". Захваченный вновь магометанами, он переживает очередной спад. Соответственно возвышается Кесария.

Важную роль в этом сыграл французский монарх Людовик IX, прозванный за свою набожность Святым. Он восстанавливает город, окружает поселение высокой стеной и глубоким рвом, через который перебрасывает два моста. Остатки укреплений времен крестоносцев и сегодня поражают своей мощью и величием. Говорят, Людовик издал даже специальный указ, по котрому каждый приходящий в Кесарию должен был принести с собой несколько камней и передать их в помощь строителям цитадели.

Мощные укрепления, однако, не спасли Кесарию, когда она в 1265 г. Была захвачена и разрушена египетским султаном Бибарсом. Город оставался в руинах вплоть до 1884 г., пока турецкие власти не поселили здесь беженцев-мусульман. Поселенцы несколько благоустроили местность, возвели, как и полагается, мечеть (сейчас в ней разместился ресторан) и прожили здесь, вместе с несколькими арабскими семействами, до 1948 года.

Более чем двухтысячелетняя история города доказывает, что недаром в Талмуде сказано: "Если скажет тебе человек – оба разрушены – не верь. Остались оба – не верь. Разрушен Иерусалим и осталась Кесария – верь!" Отсюда следует, что пока Иерусалим остается столицей Израиля, трудно поверить в скорый расцвет Кесарии. Если бы не старания археологов, возвращающих города из небытия, то только Иродовский акведук напоминал бы сегодня о былом величии столицы римской провинции. Кейсария сегодня живет воспоминаниями о прошлом, и это прошлое – ее главное богатство.

Ребята из близлежащего киббуца Сдот-Ям прямо на развалинах древних стен регулярно дают спектакль о жизни царя Ирода. В Кесарии можно познакомиться с остатками гавани и порта, воздвигнутых Иродом Великим, осмотреть византийские статуи, средневековые стены и башни. Производимые в настоящее время раскопки позволили обнаружить на территории фундамент дворца Ирода, остатки ипподрома, римские термы, древнюю синагогу с прекрасным мозаичным полом. Но, конечно, гордостью Кесарии является ее театр. Воздвигнутый Иродом и перестроенный в византийскую эпоху, он и сейчас поражает красотой и совершенством акустики. Три с половиной тысячи зрителей, затаив дыхание, наблюдают за завораживающим действием, фон которого – шум прибоя, уходящая за горизонт синева Средиземного моря и пески, пески, скрывающие до сих пор развалины храмов и дворцов...

  Марина Воробьева

На главную
Guide 21