Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд
Марк Зеликман

Заглянем в иерусалимский дом прошлого века. Как правило, семья занимала так называемый "жилой уровень" в трех-четырехэтажном доме: несколько комнат, расположенных вокруг небольшого внутреннего дворика, где помещался резервуар для сбора дождевой воды. К наружной стене примыкала узкая лестница для сообщения между этажами. В одном углу двора располагались "удобства" для жильцов, в другом – мусорные баки, которые раз в неделю вывозили на ослах в долину Тиропион. Дворик был средоточием повседневной жизни. Здесь готовили пищу в угольных печках, стирали, сушили и проветривали белье, воспитывали детей. Здесь летними вечерами семейство рассаживалось на низких лавках за трапезой, а на ночь укладывалось спать. Такой дворик служил своего рода архитектурным решением для соблюдения одной из главных восточных традиций: он надежно изолировал женщину от внешнего мира.

Каменные дома были наглухо закрыты со стороны улиц, и вентиляция помещений осуществлялась через внутренние дворы и террасы. Дом содержал множество кубообразных комнат различной высоты, каждая из которых имела собственный выход во внутренний дворик. Стены новых домов довольно быстро растрескивались внутри и снаружи - это было связано с недостаточной глубиной фундамента, заложенного на старых развалинах. Обстановка жилища была чрезвычайно простой. Каменные полы почти пустых комнат были покрыты соломенными циновками или шерстяными коврами. Вдоль стен – диваны с множеством подушек. Больших обеденных столов и стульев не было и в помине, вместо них использовались маленькие круглые столики, за которыми ели, сидя на полу, и которые затем убирали. Одежду держали в сундуках или маленьких встроенных в стенные ниши шкафах без дверей. Спали прямо на полу на шерстяных матрацах, которые раскладывали на ночь, а днем скатывали и помещали в углу. Только в середине прошлого века у евреев и христиан появляются обычные железные кровати; в это же время до Иерусалима доходит европейская мода на мебель из дерева. Мебель изготовляли местные умельцы, а древесину доставляли на верблюдах из Константинополя и Измира.

Зимой дома обогревались углем, которым топили маленькие каменные печки. Уголь привозили из Хеврона, оттуда же привозили дерево для растопки печей в более зажиточных домах. В конце прошлого века богатые иерусалимские дома обогревались с помощью медных мангалов. С наступлением сумерек все сидели по домам: с заходом солнца иерусалимские улицы погружались в кромешную тьму и по ним отваживались передвигаться только бродяги. Уличного освещения не было вообще. В середине века человек, осмелившийся ночью выйти из дому, был обязан иметь при себе фонарь, если не хотел, чтобы его арестовали солдаты-охранники. Лишь к концу века в иерусалимских кварталах кое-где появились фонари, вслед за этим было проведено освещение в наиболее людных местах; это мероприятие муниципальный совет приурочил к визиту германского кайзера в 1898 г.

В домах жгли кунжутное или оливковое масло, реже восковые свечи. Масляные лампы подвешивались к потолку на цепях. При таком свете можно было побеседовать или выпить кофе, но не более того... Керосин появился лишь во второй половине 19 в. Местные источники свидетельствуют, что в конце столетия подавляющее большинство жителей Иерусалима зажигали в своих домах фитили, погруженные в керосин. В богатых домах появились керосиновые лампы со стеклянными абажурами. Хорошо освещались в конце прошлого века только большие синагоги. Электрические лампочки появились лишь в первом десятилетии нашего века.

  Марина Воробьева
На главную
Guide 21