Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле
Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд
Марк Зеликман

Когда-то плоская возвышенность у Яффской дороги недалеко от северо-западной стены старого Иерусалима служила чем-то вроде общественного плаца для проведения торжественных церемоний и военных парадов.

В 1857 г. правительство России начало переговоры с оттоманскими властями о покупке на этой территории земли под строительство православной церкви. Русский Палестинский комитет приобрел пять земельных участков. Для такой сделки требовался специальный фирман султана, поскольку вблизи Старого города землю продавать было запрещено из соображений безопасности. Но для русских сделали исключение: после крымской войны турки были готовы идти навстречу России. В знак расположения султан присовокупил к покупке еще один участок в качестве подарка.

В первой половине века православие в Иерусалиме находилось под опекой Греческой Ортодоксальной церкви. Сопровождением паломников, их расселением в греческих монастырях, охраной при посещении святых мест занимались греки. Православная служба проводилась на греческом языке, что вызывало недовольство русских паломников, так же как и бессилие греков в борьбе с влиянием на Святой Земле протестантской и католической церкви.

Далеко не последнюю роль играли политические мотивы: царскому правительству, стремившемуся расширить границы России на юге, была небезразлична судьба иерусалимских восточных общин.

Были созданы необходимые фонды для укрепления православной церкви в Иерусалиме, из которых в Палестину уверенно потек золотой ручеек, способствовавший постепенному расширению в Палестине русского присутствия: русские не жалели средств для строительства величественных церквей с куполами в византийском стиле. Вначале по указанию царя Николая I было построено два монастыря (мужской и женский) для размещения паломников. В Храме Гроба Господня было основано постоянное представительство русской православной церкви и стали назначаться специальные часы для служб на русском языке. Постоянное вмешательство патриарха Греческой ортодоксальной церкви вызывало недовольство интеллигенции и духовенства России, которые требовала учреждения в Палестине новой русской религиозной миссии. Было создано несколько институтов такого рода (Палестинский комитет, Русская духовная миссия, Императорская Русская православная компания), и каждый из них более или менее успешно справлялся со своей задачей, которая заключалась в обеспечении духовного просвещения и медицинского обслуживания, финансовом содействии паломникам, научных исследованиях для пополнения археологических и религиозно-исторических сведений о Палестине.

Вся эта деятельность была направлена, во-первых, на укоренение в Палестине православной церкви и русской культуры, во-вторых на борьбу с католической и протестантской миссиями, которые переманили в свои концессии многих членов ортодоксальной общины.

Укрепление православной церкви достигалось не только за счет расширения строительства, но прежде всего за счет обеспечения непрерывного потока паломников, которых в большом числе присылали различные российские ведомства. Процедура приема православных паломников в Палестине была так хорошо отработана, что паломничество превратилось в своего рода туризм, а русские организации в Палестине стали выполнять функции современных туристических агентств: они заботились о переправке групп паломников из России в Палестину, об их расселении в монастырях и странноприимных домах, о предоставлении сопровождающих и охранников на маршрутах по святым местам, а также инструкторов и лекторов по истории и географии Святой Земли.

В 1858 г. начались работы по застройке приобретенной территории. Были построены церковь, больница, гостиница для паломников и апартаменты для русского консула. Вся территория была наглухо обнесена высокой каменной стеной, и войти туда можно было только через массивные железные ворота, которые запирались на ночь. Это была обычная мера предосторожности: за стенами города, вне поля зрения городской стражи, постоянно можно было ожидать бандитских налетов из близлежащих арабских деревень.

К 1866 г. в строительство русского поселка была вложена сумма, равная 250000 долларов. В кулуарах римской католической церкви ходили упорные слухи, что возводимые здания предназначены для размещения в них солдат в случае русской оккупации Палестины.

Паломники, селившиеся в странноприимном доме, сетовали, что его расположение мешает выполнению ими главной заповеди постоянного присутствия в непосредственной близости от святых мест. Оттоманская администрация и здесь пошла на уступки: по ночам ворота Старого города открывались для русских паломников, сопровождаемых специальной стражей.

Путешественники отмечают, что подворье было устроено по принципу самостоятельного городка, в котором было все необходимое: церковь, больница, странноприимные дома, постройки для русской делегации и консульства и огромные водосборные резервуары. Этот городок со временем приобрел такую автономию, что здесь был учрежден собственный судебный орган, где слушались дела российских подданных, живущих в Палестине, была создана и собственная охрана. Позднее здесь появилась почтовая служба.

Здания строились из огромных каменных плит, с плоскими крышами в итальянском стиле. На просторной центральной площадке высится Церковь Святой Троицы. Ее начали воздвигать в 1860 г. по распоряжению Александра II. Деньги на строительство пожертвовали российские граждане. Церковь венчается десятью куполами. Ее колокольня была единственной действующей в Иерусалиме: задолго до этого оттоманские власти по просьбе мусульман запретили звонить в колокола в христианских церквях. Колокола были специально привезены из России в 1865 г. Церковь была освящена в 1872 г. в присутствии цесаревича Николая, который посетил Палестину в сопровождении дворцовой свиты.

Очень важную роль играла больница - большое двухэтажное здание, на первом этаже которого располагались палаты, а на втором - аптека и квартиры для врача, фармацевта и медсестры. До недавнего времени это здание было известно как Больница Авихаиль, сейчас в ней разместилась фармакологическая школа Еврейского университета.

Самое внушительное здание располагалось между больницей и церковью. В его внутреннем дворе, засаженном фруктовыми деревьями, располагалась маленькая частная церковь для христианской делегации. Церковь эта, несмотря на очень скромные размеры, имела роскошный интерьер. В главном здании помещалась библиотека, подаренная Великим Князем Константином, она содержала 17000 томов.

Севернее главного здания располагался одноэтажный приют для паломников мужского пола (сейчас здесь тюрьма предварительного заключения). Имелся также приют для паломниц (во времена Британского мандата он был превращен в тюрьму для евреев, боровшихся с властями). В наше время здесь находится музей - так называемый "Зал Героев").

Путешественники отмечали, что Русское подворье притягивало взоры своим странным очарованием: его вид резко дисгармонировал с окружающим пейзажем.

Вплоть до первой мировой войны этот русский поселок служил главным пристанищем российских паломников - "богомоличей", обычно простых крестьян, которые добирались до Святой Земли, переплыв на судне Черное море, а затем, высадившись в Яффском порту, преодолевали путь до Иерусалима пешком.

Со временем русские владения в Иерусалиме расширились: были куплены участки для строительства в районе Шхемских и Новых ворот, в Эйн Кареме и на Масличной горе, а также внутри Старого города - неподалеку от Храма Гроба Господня.

После 1917 г. собственность России в Палестине естественным путем наследовалась англичанами, получившими мандат на Палестину после первой мировой войны. Русское Подворье стало штаб-квартирой англичан. В те времена оно превратилось для евреев в символ ненавистной английской власти. В бывшей женской части Подворья располагалась тюрьма, в которой было повешено десять евреев. После создания государства Израиль новые власти разместили здесь "главные орудия" государственного аппарата - полицию, суд и тюрьму. Позже к ним "присоседилось" Общество охраны природы.

В конце 50-х гг. Голде Меир - в то время послу Израиля в СССР - было предложено вернуть собственность бывшей России. Заинтересованный в хороших отношениях со сверхдержавой, Бен-Гурион предложил "бартерную сделку". Многие помнят израильские апельсины, неожиданно заполонившие советский рынок. Таким образом израильское правительство "выкупило" большую часть Подворья. Все осталось на своих местах: и суд, и полиция, и тюрьма. К советскому правительству перешел Троицкий собор и крыло одного из зданий, где разместились "священники, у которых, как шутили тогда, из-под рясы выглядывал "маузер Дзержинского". Таким образом, на нынешней территории Израиля (включившей Восточный Иерусалим) образовались две русские православные церкви - белая и красная. "Красная" – это Русское Подворье, а также православные храмы в Эйн-Кареме и в Галилее, где, по слухам, все священнослужители были сотрудниками КГБ, а белая - это собственность потомков белоэмигрантов: русские владения на Масличной горе и в Старом городе. После перестройки и развала СССР Россия вновь обратилась к Израилю с предъявлением прав на бывшую собственность. "Апельсиновая сделка" была сочтена российским правительством юридически незаконной. Тяжба с Россией до сих пор не закончена.

  Марина Воробьева

На главную
Guide 21