Марина Магрилов
Дмитрий Кимельфельд


Экскурсии в Израиле

Приходите в синагогу, когда там свадьба, и вы узнаете много интересного. Если беременна мать невесты – синагога ортодоксальная, если сама невеста – то консервативная. Но если ты увидишь беременного раввина, то можешь быть уверен: ты попал в реформистскую синагогу. Такова старая шутка.

В центре Иерусалима на небольшом пространстве – от площади Кикар Царфат до улицы Царя Давида – вы увидите и мать невесты, и невесту, и раввиншу, ожидающих дитя. Путешествие нужно начать от Большой Иерусалимской синагоги. Она построена в 1982 г. и задумана как ортодоксальная. Ее название – Дворец Шломо – напоминает и о Храме царя Соломона, и об английском филантропе Шломо Вольфсоне, пожертвовавшем деньги на ее строительство. Великолепные витражи Регины Хаим, неповторимый дизайн Александра Фридмана создают особый колорит, дающий возможность почувствовать себя там уютно и сефарду, и ашкеназийскому еврею.

А вот и свадебный зал. Он вполне подходит для сефардской свадьбы, которая традиционно проводится в закрытом помещении. Но если свадьба ашкеназийская, то на потолке поднимаются решетки, т.к. обряд требует, чтобы она проводилась под открытым небом. Богослужения, свадьбы, канторское пение, хранилище свитков (Святая Святых) ориентировано строго на Храмовую гору – ничто не нарушает ортодоксальную традицию. Когда из Святая Святых вынимают свиток Торы, мы восхищаемся замечательным «одеянием» Книги. Интересно узнать, что «одежда» Торы восходит к одеянию первосвященников, которое было украшено драгоценными камнями и колокольчиками. (Теперь колокольчики позванивают на свитках Торы у евреев, а к христианам взывают с колоколен и звонниц).

Не в каждой синагоге четко выдержаны ритуальные законы. Пройдем несколько шагов до площади Кикар Царфат и свернем на ул. Агрон. Первое здание справа с невысокими столбами у входа – синагога. И здесь мы обнаружим, что Святое хранилище ориентировано не на Храмовую гору. Какая же синагога может позволить себе такую «неточность»? Та, где «беременна невеста». Та синагога, которая называет себя консервативной, или традиционной. Еврей, пришедший сюда, хочет молиться рядом со своей женой и детьми. Возникли синагоги такого типа в прошлом столетии в Германии. В диаспоре еврей не всегда мог жить по своим законам, особенно если он был образован и хотел влиться в культуру той страны, где родился. Здесь раввины ведут себя как ортодоксальные евреи, но лояльно относятся к своей «вольнодумной» общине. Здесь девушку можно выдать замуж уже «немножко беременной».

Закрылась дверь за столбами консервативной синагоги с «неправильным» хранилищем Книги. Мы спускаемся по ул. Агрон мимо католического монастыря, мусульманского кладбища и сворачиваем на улицу Царя Давида к роскошному современному сооружению, называемому Бейт-Шмуэль. Поднимаемся по лестнице к центральному входу и попадаем в маленький зал, напоминающий студенческую аудиторию. Только элегантный каменный шкаф для хранения свитков говорит о том, что это синагога. Здесь мужчины могут быть без кипы, а женщина даже в шортах. А может быть раввином, и даже «беременным раввином». Это вовсе не значит, что община невежественна в том, что касается еврейских традиций. Здесь традиции изучаются на университетском уровне. Каждое лето «реформисты» отправляются в экспедиции, в том числе в места археологических раскопок, где изучают историю еврейского народа. (В Бейт-Шмуэле есть великолепный археологический музей.) Их песнопения звучат в музыкальном сопровождении. В помещении синагоги есть рояль.

В Германии в начале 18 в. евреи построили Храм. Это не была синагога. Они рассудили так: я не могу жить на Святой Земле – я останусь евреем здесь и построю свой Храм; я не могу одеваться здесь как еврей – я сниму кипу; у меня нет возможности соблюдать кашрут – обойдусь без него. Эта реформа вызвала вспышку сопротивления традиционных евреев. Вот тогда последних стали называть ортодоксами, а построивших Храм в Германии – реформистами. Ортодоксы и реформисты резко противостояли друг другу и не предполагали, что возникнет еще и третье направление, которое окажется посередине. По отношению к реформистам оно выглядело консервативным, потому что сохраняло верность Галахе (практическому еврейскому закону). По отношению к ортодоксам – «вольнодумным», т.к. учитывало, что жизнь диктует необходимость изменений в некоторых вопросах Галахи, которые вносятся собранием Мудрецов. Ведь сказано в Торе: «Когда тебе трудно будет разделить между законом и законом, приди к мудрецу, живущему в твои дни».

  Марина Воробьева
На главную
Guide 21